Модно и Этично?

В отличие от индустрии высоких технологий, текстильная промышленность не требует современного оборудования, огромных денег, современных производственных технологий и хорошо образованной рабочей силы. Производство брюк — это не производство спутников, процессоров или пассажирских самолетов. Это может произойти в самых простых условиях.

Относительная легкость производства высококачественной обуви или одежды (то есть продуктов с низкой добавленной стоимостью) означала, что инвесторы начали передавать производство на аутсорсинг внешним компаниям из развивающихся стран. Постоянная погоня за Святым Граалем капитала — минимизация затрат и максимизация прибыли — создала поистине паутинку связей между производителями одежды, посредниками (такими как агентства по подбору поставщиков) и субподрядчиками.

Вот почему перед сознательными потребителями стоит загадка. Чтобы покупать одежду, изготовленную в этических условиях, необходимо развязать гордиев узел, в плетении которого находятся десятки связанных хозяйствующих субъектов.

Все шьют этично?

мировые бренды доставка с Европы

Мировые бренды уверяют заинтересованных клиентов, что, несмотря на сложный с точки зрения логистики производственный процесс, обычно имеющий место в странах третьего мира, их деятельность осуществляется с уважением к сотрудникам и местным сообществам, а также является спасением для миллионов бедных граждан глобального Юга.

Куда уходят деньги на твою одежду

На иллюстрации выше (из кампании « Чистая одежда» ) суммированы проблемы, с которыми сталкиваются швейные рабочие. Суть их непростого положения — в цене на одежду, которую мы покупаем. Этикетка, под которой наблюдается крайнее несоответствие в разделении прибыли от произведенного продукта.

Что способствует этой диспропорции? Какие факторы и процессы помогли мировому капиталу построить империю на основе человеческих несчастий?

Слабый сотрудник — идеальный сотрудник

Одним из основных факторов, обуславливающих драматическое положение рабочих-швейников, является отбор этих рабочих владельцами фабрик. Американский экономист, проф. Пьетра Риволи не сомневается, что им больше всего нужно. Это представление:

«С момента зарождения этой отрасли в Англии восемнадцатого века идеальными рабочими в производстве текстиля и одежды были те, кто переносил постоянный труд не только из-за потраченных впустую денег, но также добровольно и без ропота. Ученые из всех слоев общества и стран, исследуя совершенно разные регионы и века, всегда приходили к слову «подчинение», когда описывали идеальных работников текстильной промышленности ».

Таким образом, чем ниже переговорная сила рабочих, тем выгоднее их нанимать. Чем меньше у человека выбора, тем выше к нему могут быть предъявлены требования. А значит рассчитывать на более высокую доходность вложенных денег.

Концерны проводят маркетинговые кампании на десятки миллионов долларов, в которых заверяют нас, что производят одежду с уважением к окружающей среде и этичностью. Они подают заявки на членство в многосторонних инициативах, патронат неправительственных организаций, представляют общественности отчеты об этической стороне своей деятельности. Тем не менее то и дело всплывают новые скандалы с нарушениями прав сотрудников. Ни одна крупная компания по производству одежды или гигантский розничный торговец не замешаны в одном из этих скандалов.

Откуда этот разрыв между декларативной стороной швейного бизнеса и реальностью, показанной в отчетах неправительственных организаций или журналистских расследованиях? Почему рядовые потребители до сих пор так мало знают о трагедии миллионов людей, которые шьют нашу одежду? Конечно, мы можем сказать (как, например, представители прессы), что это лишь «единичные случаи» нарушения прав рабочих. Или искать причины в человеческих слабостях — гордости, жадности. Однако проблема гораздо глубже.

мировые бренды доставка с Европы

Слабая страна - идеальная страна для инвестиций

Мы также можем применить это правило на государственном уровне. Бизнес направлен не только на трудоустройство слабых: детей, женщин, заключенных. Он размещает капитал в слаборазвитых странах, преимуществом которых часто является только дешевая рабочая сила, а права рабочих иллюзорны. В погоне за «конкурентоспособностью» государство не предоставляет гражданам достойную минимальную заработную плату или пенсионные пособия. Это дает иностранному капиталу свободу в ведении бизнеса, не имеющую аналогов в странах всеобщего благосостояния.

Вместе с увеличением свободного движения капитала бедные государства глобального Юга превратились в беспредметные организмы, которые конкурируют друг с другом за привлечение инвесторов посредством все более глубоких «прорыночных» реформ. Это соревнование, полученное за счет собственных граждан.

Аутсорсинг — способ размыть затраты и обязанности

Благодаря прогрессивному процессу перемещения фабрик и передачи производства одежды субподрядчикам производственные затраты снижаются. Это, очевидно, основная причина перехода гигантов одежды на аутсорсинговые методы производства. Однако стоит задуматься о побочных эффектах.

Когда обнаруживаются доказательства нарушения прав сотрудников на предприятиях субподрядчиков, компании по производству одежды или гигантские розничные торговцы часто используют здравые объяснения, что нарушение имеет место в отношении «наших партнеров и, следовательно, не касается сотрудников, которых мы нанимаем».

Это оправдание доказывает своего рода амнезию для глобального капитала, который все меньше и меньше отвечает за что-либо благодаря прогрессивному процессу аутсорсинга. Передавая работу на аутсорсинг, гиганты одежды не нарушают ничьих прав — это делают их зарубежные партнеры. Это смещение ответственности объясняет чрезвычайные трудности, с которыми сталкиваются НПО и рабочие-швейники не только в реальных изменениях на швейных фабриках, но и в диалоге с игроками отрасли.